У ребят горячее время выбора экзаменов и подготовки к ним, а значит выбора образования и будущей профессии, а у родителей паника и сомнения в правильности этого выбора.
Поделюсь с вами секретными знаниями из области карьерного консультирования, это должно помочь убедиться, что вы с ребенком на правильном пути или подпитать ваши сомнения – переобуться еще не поздно☺.
Любая профессиональная деятельность отвечает на два основных вопроса: ЧТО делает этот специалист, и ГДЕ он это делает. Под ЧТО мы подразумеваем его предметные навыки и экспертизу, а под ГДЕ – отраслевую или функциональную принадлежность.
Бывают профессии, в которых что и где неразрывно связаны, например, врач или художник, или полицейский. В большинстве остальных случаев ЧТО можно делать в разных ГДЕ. К примеру, финансист может работать в медицинской отрасли и в промышленности, и в ИТ, и в банках. Программист может работать не только в ИТ, но и в образовании, и на производстве, и в ритейле.
В общем, если найти ответ на оба вопроса, будет просто понять, на какую профессию это сочетание похоже. Конечно, если вы вообще знакомы с рынком труда и существующими на нем профессиями, если вдруг нет – приходите на консультацию☺.
Так вот, с вопросом ГДЕ? разобраться проще – здесь в большинстве случаев все зависит от интересов самого клиента, его целей и мечт. Если устойчивых интересов нет, можно посмотреть на растущие отрасли на рынке труда, выбрать из них наиболее интересные, ну или наименее противные, и самоопределяться в них. По ходу обучения будет еще возможность отредактировать траекторию.
Основные проблемы возникают с вопросом, ЧТО делать больше подходит этому конкретному ребенку. Удивительно, но часто, ни ребенок, ни родители не могут на этот вопрос внятно ответить. Тогда мы используем все варианты: проходим простейшие тесты, типа Йовайши/Резапкиной, опрашиваем знакомых и учителей, присматриваемся к хобби и любимым занятиям в свободное время и так далее. Большинство голосов должно скопиться у нас в одном или нескольких вариантах:
- Думать, изучать, исследовать, прогнозировать, рефлексировать, предлагать.
- Разговаривать, общаться, понимать людей, манипулировать, находить подход.
- Делать, создавать, воплощать, конструировать, изменять, совершенствовать.
- Систематизировать, организовывать, анализировать, инициировать, отвечать за.
После того, как мы скопили большие черты и склонности ребенка в одном из четырех этих блоков и определились со сферой, пробуем описать как минимум в художественных выражениях, что это за работа такая.
C этим описанием идем в гугл и по ключевым словам в описании ищем похожие вакансии, находим совпадение по описанию, обсуждаем с ребенком, смотрим там требования по образованию и вуаля! Выбор подтвержден☺.
Если гугл не помог, можно зачитать это описание людям из отрасли, они помогут назвать профессию, можно спросить знакомого HR'а или карьерного консультанта, ИЛИ можно записываться ко мне на консультацию и читать блог.