Выбор подходящей профессии - сложносочиненная задача, она состоит из деталей и всегда имеет черты конкретного человека, не важно, взрослый это или ребенок. Но есть точки и этапы этого выбора, которые вызывают затруднения почти у всех. Такое часто происходит, когда речь идет о коммуникациях, работе с другими людьми, когда нужно ответить для себя на вопросы: Мне важно, чтобы вокруг меня были люди? Мне интересно сотрудничать? Я могу управлять другими людьми? А группой людей? Я хочу работать для них, помогать? Я вообще люблю людей?
Практически на каждой консультации мы разбираемся в нюансах работы с людьми. Опишу ниже логику разматывания этого клубка, чтобы вы могли разобраться сами и поговорить об этом со своими подростками
Минутка теории. Что такое склонность к работе?
Мы все умеем общаться с людьми, читать книги, видеть красоту вокруг, мыть посуду и все такое, но не каждый из нас готов сделать постоянное общение, работу руками или создание красоты своей профессией. Склонность определяется по тому, способен ли человек не просто выполнять такой вид работы, но еще управлять им, принимать в нем решения, влиять на него. К примеру, каждый имеет свое мнение о красоте и уютности пространства, но не каждый способен сделать красивое из некрасивого. Или, например, все мы способны посчитать сдачу в магазине, но проанализировать финансовые потоки способен не каждый. Но с красотой и финансами не каждый и пытается, ведь здесь нужны способности или специальные знания, а вот с общением сложнее. Задачи, связанные с коммуникациями часто не воспринимаются серьезно, как «настоящая работа», либо кажутся настолько легкими, что это «может каждый дурак». Как бы не так.
Может ли склонность к работе с людьми быть основой для выбора профессии?
Есть такие профессии и виды работы, в которых «общение» и есть основной инструмент. Не все подряд люди, которые научились в детстве разговаривать, имеют высокую склонность к этой деятельности. Выражена она у тех, кто может повлиять на отношения, выстроить их, сделать эффективными, чтобы в результаты взаимодействия людей получился нужный результат. На это способен далеко не каждый, поэтому стоит учитывать эту черту при выборе профессии, если она ярко выражена.
Основная путаница здесь начинается, когда компетенцию «работать с людьми» путают с работой для людей. Кажется, что работать с людьми можно только там, где есть непосредственное с ними касание, то есть в социальных сферах, где их лечат, учат, развивают, помогают им или в сфере развлечений и обслуживания, то есть там, где человек – объект деятельности. Это не совсем так, всего я выделила 4 варианта комбинаций:
- Довольно часто я встречаю людей, у которых способность к коммуникациям высока, а интерес к человеку, как к объекту профессиональной деятельности, очень низкий. То есть "работать с людьми могу, но для людей не хочу". Тогда мы можем вести речь о видах деятельности, связанных с работой в команде, таких как проектный менеджмент в разных сферах, либо о лидерских ролях, где много управленческих задач, либо о кросс-отраслевых профессиях, которые связаны с выстраиванием человеческих процессов и отношений, таких как HR, маркетинг, продажи.
- Бывает и наоборот, когда способность к управлению отношениями низкая, а интерес к человеку, как объекту, высокий, и есть желание помогать или работать для людей. Тогда имеет смысл выбирать экспертную роль в продукте или сфере, близкой к социальным и клиентским сервисам, где все работает для решения проблем или удовлетворения потребностей человека. Например, разработка приложений для людей, создание решений в области коммуникационного дизайна, решение проблем транспорта и городского устройства, производство новых видов лекарств или продуктов питания, косметики и многие другие сферы, в которых можно работать на благо человека.
- В случае, когда оба показателя на высоком уровне, первым выбором буду профессии в социальных сферах с человеческим лицом: врач, учитель, воспитатель, психолог, коуч, тренер, консультант, парикмахер, косметолог, социальный работник и т.п.
- Ну а если оба показателя низкие, значит нужно искать другие объекты интереса и выбирать роли или позиции, не связанные с управлением другими людьми и тесным взаимодействием с ними, позволяющие самостоятельно выполнять работу или понятный кусок задач в зоне своих компетенций. Например, программист, аналитик, лаборант, ученый, конструктор, редактор, режиссер монтажа, дизайнер, многие другие творческие и технические профессии.