Исторически я социолог и HR, мотивация меня всегда интересовала с точки зрения ее практического влияния на личный и общий результат, а также его качество. Предлагаю с этой стороны и посмотреть на мотивацию подростка к учебе.
Минутка теории: мотивация бывает разных типов и видов, но для этого разговора нам важно знать, что мотивация бывает внутренняя и внешняя, долгосрочная и краткосрочная.
Внутренняя – это жизненные цели, ценности, установки, образ жизни – все то, что ребенку прививает семья и среда, в которой он вращается. Внутренняя чаще всего и бывает долгосрочной, когда человек к чему-то стремится отдаленному и готов в это вкладываться и чем-то жертвовать. Отличает внутреннюю еще и то, что на ее формирование и становление требуется время, то есть внедрить ценность в человека моментально не получится.
В случае, когда родители жалуются на то, что у подростка нет мотивации к учебе, они как раз и имеют ввиду вот эту самую внутреннюю мотивацию. Здесь сложно винить ребенка - такая мотивация к подростковому возрасту должна была сформироваться благодаря семье, среде, жизненным ситуациям, формам и методам обучения.
В общем, истерично требовать от ребенка стать внутренне мотивированным, а также надеяться немедленно взрастить этот тип мотивации не стоит. Печалиться тоже не стоит, этот тип мотивации отрастет у человека благодаря самостоятельным жизненным приключениям.
На что можно повлиять сейчас, так это выстроить в голове ребенка связь "образование-профессия-карьера". По идее эту задачу должна решать школа, но она ее не решает! Никто, кроме родителей не поможет человеку осознать, что образование - это не обязательный и мучительный период, а инструмент достижения целей! Есть счастливчики, которые сами догадываются, но их критически мало.
Лучше начинать это делать с самого начала средней школы и увеличивать интенсивность по мере приближения к старшей школе с помощью наводящих вопросов. Искать ответы подростки умеют лучше всех, а вот правильные вопросы задавать еще нет. Спрашиваем постоянно одно и то же:
- Кем ты хочешь стать? А что делает этот специалист? Давай посмотрим вакансии!
- Где ты хочешь работать? А что нужно знать для этого? Давай посмотрим описания профессии!
- Зачем человеку работа вообще? А тебе зачем? Чего ты хочешь добиться? В какой сфере можно этого добиться?
- Кто твой кумир? А как он достиг такого уровня? Чему и как он учился?
- Ты знаешь, чем занимается мама/папа? Ты хотел бы так работать? А почему? А как хотел бы?
И так до бесконечности, каждый год заново спрашивая, отправляя его в Гугл, побуждая искать ответы и аргументы. На собственном опыте вижу, что ответы каждый год меняются, уточняются, связка образования и профессии крепнет, внутренняя мотивация формируется, инструмент закрепляется.
Но это все здорово знать заранее, когда время еще есть, а когда нет и надо определяться уже вот-вот?
Если время упущено, поступать уже завтра, а внутренней мотивации нет, прекращаем сокрушаться!
Призываем на помощь внешнюю мотивацию, с ней всё гораздо проще. Важно разделить с ребенком ответственность за отсутствие этой внутренней мотивации – но он не виноват. Ну или не только он, как минимум.
Убираем страхи и усилием воли затыкаем внутренний голос, которой говорит, что все пропало, и он останется таким на всю жизнь. Нет, не останется. Не надо в наказание такого немотивированного ребенка бросать в этот сложнейший жизненный момент! Оно само все равно вырастет, но чуть позже, зато отношения будут разрушены. Сейчас ему нужна помощь, чтобы решить очень сложные практические жизненные задачи, которые он сам решать не умеет.
В общем, когда запущен обратный отсчет, выключаем сомнения, формулируем четкие цели и включаем внешнюю мотивацию – любые виды поощрения, которые работают с этим конкретным подростком: эмоциональные, практические, финансовые, вкусненькие и все подряд, какие есть под рукой. Внешняя мотивация чаще всего краткосрочная, особенно положительная – никто не будет вам учить стишок за тортик через год Так что приготовьтесь потратить время и деньги.
Работает примерно так: сдашь контрольную на 5, получишь конфетку/телефон/платье/поездку/впишите свой вариант. Да, это ужасно не педагогично, да, ваши моральные и этические принципы нарушены, но! Вам шашечки или ехать? Выпускной класс – невероятно тяжелое испытание для всех, и вы можете существенно облегчить себе и ребенку этот год. Не вините себя и его за отсутствие Целей, не разрушайте отношения, потому что «он ничего не хочет» - сейчас не до этого! Разрешите себе простые и действенные способы внешней мотивации, чтобы пережить этот период и помочь ребенку.
Возьмите на себя функцию «менеджера по абитуриенту» и получите нужный вам обоим результат. А в следующем году вы обсудите, измените, отмотаете, зато овцы останутся целы и волки сыты.
Конечно, этот метод подходит для тех родителей и детей, которые знают, куда и зачем они поступают. Их выбор сделан, не хватает только мотивации. В случае, когда согласия нет, давить на ребенка нет смысла, лучше сначала сходить к консультанту и достичь консенсуса в этом вопросе.